"Просто по-человечески инвалиды регулярно встречают непонимание, к сожалению, подчас недоучет их особых потребностей. Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособлений дорог, общественного транспорта, что, конечно, само по себе важно, но не меньшую роль призвана сыграть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб."
В.В. Путин
Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Помощь инвалидам необходима сегодня, сейчас, когда всем так трудно. Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственных организаций, общественных объединений принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности. Таким образом, вопрос о необходимости проведении социальной работы в рамках социального обслуживания встает в настоящее время особенно остро.
О направлении перечня программ,предлагаемых для обучения людей с инвалидностью и ОВЗ
«Оказание детям
постоянной необходимой педагогической
поддержки делает их успешными, победными как в учении,
так и в жизни, социальном становлении, развитии»
Г.Ф. Кумарина
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов — одно из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (обучающийся с ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Федеральный закон №273 — ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п.16).
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
В соответствии с ст.41, пп.6 п.1 ст.48, ст.79, ст.99 федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в МБОУ Зерноградского района организовано получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и ведется коррекционная работа с вышеуказанной категорией детей.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определялись адаптированными образовательными программами, а для инвалидов — в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Условия для получения образования обучающимися с ОВЗ включали:
— использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания;
— специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
— специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
— проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
— обеспечение доступа в здания общеобразовательных организаций.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вовлечены во внеурочную деятельность, многие из них активно посещают кружки и секции, занимаются в ИЗО — студиях и школьных театрах.
За отчетный период детям с ОВЗ и детям-инвалидам были оказаны следующие виды коррекционной помощи: психическое диагностирование, индивидуальные и групповые коррекционно — развивающие занятия, индивидуальные занятия по устранению пробелов в знаниях, консультирование обучающихся и их родителей, психолого — педагогическая и социально — педагогическая поддержка.
-
Нормативно-правовая база
-
Нормативно-правовая база по инклюзивному образованию детей с ОВЗ и детей-инвалидов
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы».
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
- Письмо Минобрнауки России от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
- Приказ минобразования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Приказ минобразования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Приказ минобразования Ростовской области от 09.06.2016 № 429 «Об утверждении примерных региональных учебных планов начального общего образования в рамках ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Приложение № 1 к приказу минобразования Ростовской области от 09.06.2016 № 429 Пояснительная записка к примерному учебному плану начального общего образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированные образовательные программы для глухих детей.
- Приложение № 2 к приказу минобразования Ростовской области от 09.06.2016 № 429 Пояснительная записка к примерному учебному плану начального общего образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированные образовательные программы для слабослышащих и позднооглохших детей.
- Приложение №3 к приказу минобразования Ростовской области от 09.06.2016 № 429 Пояснительная записка к примерному учебному плану начального общего образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированные образовательные программы для слепых детей (вариант 3.2, 3.3, 3.4 – срок обучения 5 лет).
- Приложение №7 к приказу минобразования Ростовской области от 09.06.2016 № 429 Пояснительная записка к примерному учебному плану начального общего образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с задержкой психического развития.
- Приложение №8 к приказу минобразования Ростовской области от 09.06.2016 № 429 Пояснительная записка к примерному учебному плану образования для общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 (вариант 9.3.,срок обучения 9 лет).
- Приложение №9 к приказу минобразования Ростовской области от 09.06.2016 № 429 Пояснительная записка к примерному учебному плану образования для общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 вариант 9.4., срок обучения 10 -12 лет).
- Приказ минобразования Ростовской области от 06.07.2016 № 509 «Об организации деятельности по реализации ИПРА детей-инвалидов, проживающих на территории Ростовской области»
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
Уважаемые родители (законные представители)!
В целях обеспечения качества и доступности образования, социальной адаптации слепоглухих детей в Ростовской области приказом минобразования Ростовской области от 19.07.2018 № 559 на базе ГКОУ РО « Ростовская специальная школа интернат № 38» открыт Ресурсный кабинет по сопровождению слепоглухих детей в системе образования Ростовской области.
В рамках работы по развитию системы помощи слепоглухим детям управление образования Администрации Зерноградского района информирует родителей (законных представителей) детей, обладающих двойным сенсорным нарушением ( тотально слепоглухие, слабовидящие глухие, слабослышащие слепые, слабовидящие, слабослышащие (критерии оценки зрения: острота остаточного зрения лучшим глазом менее 0,3-без очковой коррекции; поле зрения менее 40 градусов и ниже; критерии оценки слуха: III и IV степень нарушения слуховой функции; громкость слухового восприятия от 60 дБ и выше)) о функционировании Ресурсного кабинета по сопровождению слепоглухих детей.
Перечень учреждений образования для получения профессии инвалидами и ОВЗ.doc