Внеурочная деятельность по новым ФГОС в 2024-2025 учебном году
Согласно новому стандарту, достигать определенных результатов в образовательной деятельности можно не только на уроках. Внеурочная также является важным рабочим инструментом.
Внеурочная деятельность включает мероприятия, направленные на социальное, интеллектуальное, творческое, гражданско-патриотическое, общекультурное, физическое развитие учеников. Школе необходимо создать условия, в которых они смогут проявить себя, а также оказать детям помощь в случае возникновения у них трудностей в обучении и социализации.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
-оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
-улучшить условия для развития ребенка;
-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении НОО (до 1320 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации, представлена 7-ю направлениями:
1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов.
3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.
5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления младших школьников о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере.
6. Интеллектуальные марафоны — система интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию.
7. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов.
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования при формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся:
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» в 5-9 классах реализуется по понедельникам на первом уроке;
1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся;
1 час в неделю – на занятия по формированию финансовой грамотности обучающихся;
1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся «Россия мои горизонты» (Четверг-первый урок).
На основании приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2022 №672 «О разработке курса Медиаграмотности для обучающихся 5-9 классов» в 5-9 классах введен курс внеурочной деятельности «Медиаграмотность» по 1 часу в неделю.
Кроме того, в часть плана внеурочной деятельности включены:
- часы, отведенные на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения);
- часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах).
Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у школьников российской гражданской идентичности и таких компетенций, как:
- компетенции конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
- социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека;
- компетенции в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работу; обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр.
Внеурочная деятельность 1-4 классах
№ |
Направление |
Название программ |
Класс |
1 |
Спортивно-оздоровительная деятельность |
Подвижные игры |
2-4 |
Здоровое питание |
1-4 |
||
2 |
Проектно-исследовательская деятельность |
«Орлята России» |
1-4 |
3 |
Коммуникативная деятельность |
Разговоры о важном |
1-4 |
4 |
Информационная культура |
Основы функциональной |
1-4 |
Финансовая грамотность |
4 |
||
Мир профессий |
1-3 |
||
5 |
Интеллектуальные марафоны |
Шахматы |
1 |
Умники и умницы |
2-4 |
||
Веселый английский |
1 |
Внеурочная деятельность 5-9 классах
№ |
Направление |
Название программ |
класс |
1 |
Информационно- просветительские занятия |
Разговоры о важном |
5-9 |
Живая планета |
5,6 |
||
Патриоты России
|
5 |
||
2 |
Занятия по формированию функциональной |
Финансовая грамотность |
5-9 |
Функциональная грамотность
|
5-9
|
||
3 |
Занятия, связанные с реализацией особых |
Физика в задачах и экспериментах |
7,8 |
Химия вокруг нас |
8 |
||
Основы медиаграмотности |
5-9
|
||
Литература Дона |
6,7 |
||
4 |
Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся |
Путь к грамотности |
9 |
Математика для каждого |
9 |
||
5 |
Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся |
Познай себя |
5 |
|
Спортивные игры |
5-9 |
|
6 |
Профориентационная работа |
Россия и мои горизонты |
6-9 |