Национальный проект «Образование»
К 2024 году не менее 70% обучающихся и педагогических работников общеобразовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.
Целевая модель наставничества: формы взаимодействия и этапы реализации программы наставничества «Вместе к успеху» в Ростовской области
Целевая модель наставничества – это системный проект, позволяющий определить реальный план действий, необходимых для реализации программы наставничества в общеобразовательных организациях Ростовской области.
Цель: создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.
Наставничество – перспективная образовательная технология, которая позволит:
- передавать знания;
- формировать необходимые компетенции быстрее, чем традиционные способы.
Форма наставничества – это способ организации работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в ролевой ситуации, определенной их основной деятельностью и позицией.
Этапы реализации целевой программы наставничества
1-й этап – алгоритм условий для запуска программы:
- определить формы наставничества, которые будут реализовываться в общеобразовательной организации;
- назначить куратора и сформировать команду организаторов, контролирующих процесс;
- фиксировать задачи, формы наставничества и ожидаемые результаты;
- обеспечить нормативно-правовое сопровождение.
2-й этап – отбор и обучение наставников
Важные критерии отбора наставника:
- желание наставника участвовать в программе;
- профессиональный опыт;
- развитые компетенции, навыки коммуникации;
- ресурс времени;
- положительный жизненный, профессиональный опыт;
- соответствие запросам наставляемых;
- активная гражданская позиция;
- мотивация.
3-й этап – формирование банка наставников
Главная задача этапа – поиск потенциальных наставников для формирования базы:
- обучающиеся, готовые помочь сверстникам;
- педагоги, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта;
- родители/опекуны обучающихся
- участники родительских или управленческих советов с выраженной гражданской позицией.
4-й этап – формирование банка наставляемых:
- информировать родителей/опекунов, педагогов, обучающихся
- о возможностях и целях программы;
- организовать сбор данных о наставляемых.
Результат этапа – сформированный банк наставляемых с перечнем запросов, необходимых для подбора кандидатов в наставники на следующем этапе.
5-й этап – организация работы
Обязательные образовательные процедуры:
- оформление нормативно-правовых документов;
- определение приоритетных целей, задач развития наставляемого и общих задач пары/группы;
- предоставление наставникам методических и психологических рекомендаций, дополнительных материалов;
- организационный контроль, сбор обратной связи и фиксация промежуточных результатов;
- формирование наставнических пар/групп и оформление согласия на обработку персональных данных;
- групповая встреча наставника и наставляемых;
- проведение анкетирования, мониторинга и их обработка.
6-й этап – завершение программы
Основные задачи этапа:
- представление результатов работы конкретной пары/группы;
- сбор обратной связи от участников программы;
- организация и проведение финального мероприятия;
- награждение лучших наставнических пар/групп;
- формирование успешных кейсов, практик для дальнейшей работы.
С 04 апреля по 04 мая 2024 года проходила диагностика профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров общеобразовательных организаций. Диагностику прошли учителя: математики, биологии, химии, физики. А остальные учителя предметники прошли диагностику по ИКТ компетентности.
Индивидуальный образовательный маршрут учителя математики
Учитель русского языка и литературы, Горбатенко Тамара Сергеевна, выступила с докладом по теме «Развитие системы наставничества. Работа с молодыми специалистами: подходы к организации методической работы, поиск новых точек профессионального роста учителя» на августовской педагогической конференции муниципального уровня.
Указ президента РФ о проведении в РФ Года педагога и наставника
Постановление об утверждении Положения о региональной системе наставничества
Целевая программа наставничества в РО до 2024 года
Методические рекомендации РО по разработке и внедрению системы наставничества
Распоряжение Минпросвещения об утверждении методологии (целевой модели) наставничества
Приказ УО АЗР поддержка-наставничества-и-молодые-педагоги
Планируемые результаты (показатели эффективности) внедрения целевой модели наставничества в МБОУ Новоивановской СОШ с 2020 г. по 2024 г.
Положение о наставничестве в МБОУ Новоивановской СОШ на 2020-2024 гг
Приказ по школе от 31.08.2023 года № 140/1 О формировании наставнических пар
Приказ по школе от 17.11.2023 года № 248 О создании "Школа наставников" в МБОУ Новоивановской СОШ
Индивидуальный план развития «Учитель – ученик»
Индивидуальный план развития «Ученик – ученик»
Дополнительные материалы для куратора