Наставничество в образовании - это комплексный процесс, в рамках которого более опытный педагог (наставник) помогает менее опытному коллеге (наставляемому) в его профессиональном развитии и адаптации в образовательной среде. Это взаимодействие основывается на передаче знаний, навыков и опыта от наставника к наставляемому, при этом наставник также может учиться и развиваться, отражая и анализируя свой опыт.
Наставничество помогает поддерживать и укреплять профессиональное сообщество педагогов, создавая среду для обмена идей, опыта и лучших практик.
Цели и задачи наставничества в образовании:
- трансляция ценностно-смысловых установок деятельности, в которую совместно вовлечены наставляемый и наставник;
- выявление и актуализация у наставляемого устойчивой внутренней мотивации к повышению эффективности его педагогической деятельности;
- поддержка адаптации молодых педагогов в образовательной среде;
- обучение и развитие профессиональных навыков и компетенций педагогов;
- передача ценностей, норм и традиций профессионального сообщества педагогов;
- создание условий для рефлексии и критического мышления педагога;
- содействие профессиональному и личностному росту педагога.
Эффективное наставничество также требует от наставников умения налаживать отношения с наставляемым, демонстрировать эмпатию и уважение к нему, а также готовность к постоянному собственному обучению и развитию.
Учитель русского языка и литературы, Горбатенко Тамара Сергеевна, выступила с докладом по теме «Развитие системы наставничества. Работа с молодыми специалистами: подходы к организации методической работы, поиск новых точек профессионального роста учителя» на августовской педагогической конференции муниципального уровня.
Указ президента РФ о проведении в РФ Года педагога и наставника
Постановление об утверждении Положения о региональной системе наставничества
Целевая программа наставничества в РО до 2024 года
Методические рекомендации РО по разработке и внедрению системы наставничества
Распоряжение Минпросвещения об утверждении методологии (целевой модели) наставничества
Приказ УО АЗР поддержка-наставничества-и-молодые-педагоги
Приказ по школе от 02.09.2024 года № 197/1 "О формировании наставнических пар"
Индивидуальный образовательный маршрут учителя математики
Программа наставника Беликовой Л.И.
Программа наставника Божко Т.В.
Программа наставника Горбатенко Т.С.